Электронная почта: , Номера телефонов: | Grokhotov studio

Почему компании не могут доделать сайты.

author
Михаил Грохотов Основатель
29.12.2023
~ 6 минут на чтение
  • Разработка
  • Управление командой

Среди клиентов Студии 60% – это те компании, которые раньше пытались сделать сайт с другими исполнителями, но у них не получилось, результаты исполнители так и не выдали. Либо получилось совсем не то, что ожидали. 
Потом эти заказчики пришли ко мне. 😎
Приходили также 5 проектов, сроки по которым перевалили за два года – а результата так и нет. Затем, конечно, ребята приходили к нам и мы доводили проекты до ума, но осадочек остался. 
Разбираемся в причинах таких ситуаций:

Отмечу, что долгострои случаются и по обоюдным объективным причинам – когда в начале работы обе стороны не знают к чему идут или заранее закладывают долгий процесс.

Теперь о негативных сценариях:

1. Представление о готовом продукте у заказчика и клиента не совпало, не договорились. Когда произносят слово "автомобиль", то один человек представляет тойоту, второй – мерседес, а третий – свой верный уазик. С сайтами и веб-проектами то же самое: заказчик представляет интернет-магазин или маркетплейс, а исполнитель – MVP с витриной.

Причина – в представлениях о бюджете или отсутствии понимания ценообразования. Этим чаще всего грешит маленький или микробизнес, где человек измеряет деньги в масштабах частника, а не компании: для собстенника условные 500 тысяч рублей это новый телефон себе, жене и новый ноутбук, а для исполнителя – 200 или 300 человеко-часов трёх крутых профессионалов и соответствующий продукт на выходе. В моём опыте я даже отказывался от сотрудничества, когда понимал, что оценки с заказчиком сильно расходятся, но к этому нужно прийти. 
В итоге заказчик пытается выжать то, что ему нужно, а исполнитель делает дальше по остаточному принципу и затягивает срок. 
Как не попадать в такие ситуации: больше договариваться о конечном продукте, писать ТЗ, утверждать как можно больше до старта разработки и смотреть, есть ли у исполнителя подобные по масштабу и технологиям проекты. 

2. Исполнитель неверно оценил проект или силы. Я видел случаи, когда исполнитель обещал что-то, не отказывался от обязательств даже когда себестоимость выходила за рамки контракта. Что греха таить – такое случалось и у меня, но мы заканчивали начатое всегда (за счёт маржинальности других проектов, за счёт запаса ресурсов или на голом энтузиазме). В двух чужих кейсах компании-исполнители просто закрывались. 
Ситуация непростая – не каждый исполнитель может признать собственную ошибку в оценке и не каждый заказчик согласится увеличить бюджет в такой ситуации.
Как не попадать в такой кейс: сравнивать цены, смотреть похожие кейсы, отказываться от подозрительно низких ценовых предложений. 

3. Исполнитель не владеет нужными компетенциями или технологиями. Пример – компания первый раз делает  интернет-магазин. Или первый раз делает интеграцию с каким-либо сложным сервисом (например, система товарного учёта), не ознакомившись с документацией и особенностями работы сервиса. Софт не документирован, служба поддержки отвечает неделю, а риски несут исполнитель и заказчик. 
Как не попадаться: предоставлять документацию, анализировать заранее службу поддержки сервиса, обсуждать с дружественными компаниями, кто прошёл этот путь – как они это сделали. 

Случаются и другие кейсы, на каждую ситуацию найдутся исключения и контрпримеры. Желаю вам оценивать все риски, чутко подходить к выбору исполнителей и следить за рынком!